Посещать бассейн – норма современной жизни!
Если раньше, в 1998-2000 годах, лишь 12% постояльцев пользовались SPA-услугами во время пребывания в отеле, то уже в 2010-2012 годах количество людей, которые ценят наличие SPA, выросла до 35-40%. Более того, этот показатель и в дальнейшем стремительно растет.
Сейчас для 4-5-звездочных отелей наличие оздоровительной зоны уже является обязательным условием. Эксперты прогнозируют, что вскоре зона SPA даже в обычных гостиницах будет таким же неотъемлемым атрибутом, как ресторан или бар. Посетить бассейн, немного позаниматься спортом, записаться на массаж – все это становится обыденной привычкой, нормой жизни, что подтверждается статистическими данными: число тех, кто посещает спортивно-оздоровительные клубы неуклонно увеличивается.
SPA-комплекс в отеле: городской курорт
Отели со SPA-комплексами являются очень популярными не только на курортах. Такие услуги в последнее время предоставляют своим гостям даже крупные городские бизнес-отели.
Распространение получают также специальные SPA-отели, в которых на первом месте – оздоровление, релаксация и восстановление сил с применением разнообразных водных процедур и других средств.
Все это даже обусловило появление нового понятия. Если отель, который находится в городе, имеет хороший оздоровительный центр с развернутой зоной оздоровления и различными процедурами ухода, то его можно с гордостью называть «городским курортом».
Таким образом, все больше инвесторов, планируя застройку, предусматривают в функциональных блоках и эту составляющую. Остается только выбрать наиболее оптимальный формат для комплекса, ведь именно от этого будет зависеть успешность SPA бизнес-единицы или, наоборот, необходимость в постоянных дотациях.
Моделирование SPA-проекта как высокорентабельной бизнес-единицы
Перед началом проектирования SPA-комплекса или центра фитнеса SPA специалисты по проектированию оздоровительных зон должны разобраться прежде всего с такими основными аспектами:
Анализ первичных задач и потребностей заказчика, инвестора. Почему возникла необходимость в строительстве SPA-центра? Согласно требованиям, предъявляемым к 4-5-звездочным отелям, общих тенденций современного строительного рынка жилья или обоснованно финансовой аналитикой?
Аналитическая часть. Проводились исследования, что нужно конкретному жилому или гостиничному комплексу, чтобы гости или покупатели получили тот спектр услуг, который будет пользоваться спросом именно в этом месте и именно этим контингентом посетителей? Универсального SPA-центра не существует! Это такой же бизнес, как ресторан или торговый центр, поэтому нужно исследовать и анализировать рынок.
- Анализ макроразмещения объекта. Исследование подобных комплексов в мире, их функционального состава и структуры, оценка успешных проектов, их сильных сторон. Конкурентная среда – как общий фон. Анализ конкурентов и международных аналогов подобного формата, а также перечень предлагаемых ими услуг и их востребованности. Аналитика: что не хватает лучшим из лучших; чего не предусмотрено ни в одном из подобных заведений, но востребовано? По возможности, добавить именно это в концепцию нового заведения.
- Анализ микроразмещения объекта. Бизнес-оценка непосредственной окружающей среды – отсутствие или наличие и целевого назначения соседних комплексов. Их услуги и цены. Являются ли они конкурентами? Как позиционировать объект, который строится, с точки зрения его месторасположение, выявление незанятой бизнес-ниши.
- Портрет потенциального потребителя, выявление сегмента покупателей услуг именно для этого бизнес-проекта. Анализ структуры потребительской корзины. Следует переориентировать заведение на одну ступень выше или ниже для того, чтобы улучшить бизнес-показатели окупаемости вложенных инвестиций. Что нужно добавить или улучшить в сервисе или перечень услуг, которые предлагаются, чтобы соответствовать заявленному уровню?
Анализ Генплана территории с решениями потоков о наличии и достаточности путей сообщений, транспортных подъездов и пешеходных дорожек, паркомест, элементов благоустройства. Как изменится логистика и география перемещений транспорта, пешеходов после создания нового объекта. Проверка адекватности и соответствия строительным нормам траектории движения пожарного транспорта, маломобильных групп населения и тому подобное. Пути движения персонала, пути загрузки продуктов и утилизации отходов. Отсутствие пересечения потоков.
Логистика перемещений клиентов и персонала по объекту. Функциональное зонирование (по назначению помещений, температурным и санитарным режимом, звуковым или режимом освещения, зонирование по времени процессов, которые происходят – утро, вечер). Сценарии зонирование по времени суток, по периоду года (сезонность).
Анализ объекта, который создается, по наличию креативных предложений, применение новых технологий и инновационных решений.
Проанализировав эти вопросы, специалисты делают выводы, которые получит инвестор с введением нового объекта в эксплуатацию, и дают рекомендации: что нужно сделать, чтобы результат был успешным и прибыльным. Рассчитываются инвестиционные бизнес-показатели, разрабатывается бизнес-план с необходимыми на реализацию объекта инвестициями.
Профессиональные SPA-технологи – это не те, кто располагает оборудования на предложенных в это площадях, а те, кто гарантирует срок окупаемости оздоровительного заведения и разрабатывает предварительно бизнес-модель нового заведения как высокорентабельной бизнес-единицы, учитывая доходную и расходную части, движение денежных средств от операционной деятельности, периоды окупаемости (дисконтированный и тот, который не дисконтируется) и только после согласования с заказчиком этих показателей переходит к технологического проектирования и подбору оборудования в рамках зафиксированной бизнес-модели.